Укэ: аспекты технической роли.

В японских единоборствах укэ – атакующий партнер, нападающий. Согласно обыденным представлениям, его роль состоит в проведении обусловленной атаки и самостраховке после исполнения защитного действия со стороны тошу.
Широкая аудитория, не слишком сведущая в методологии обучения, полагает, как правило, что этим работа укэ ограничивается. Более того, многие считают, что роль укэ может исполнять борец с нулевой квалификацией. Итогом такого подхода становится взгляд на укэ как на подушечку для битья, что в корне неверно. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты практики укэ, с которым на самом деле все не так просто.

Укэ-но-ката – действия укэ.
Любое взаимодействие партнеров, возможное к разделению на роли укэ и тошу, включает в себя укэ-но ката и тошу-но ката, то есть «упорядоченные действия укэ» и «упорядоченные действия тошу». Укэ-но ката состоит из выхода в стойку, выполнения атакующего действия, перемещений в ходе действий тошу, самостраховки укэми. Знание укэми-но ката для каждого приема помогают укэ не быть манекеном, а действовать осознанно, способствуя самообучению и обучению тошу.

Укэ – равноценный партнер.
Роль укэ является серьезным обучающим инструментом. В ходе взаимодействия, как мы уже знаем, укэ проводит обусловленные атаки. Таким образом, укэ практически изучает техники ударов и захватов, оставаясь в то же время в «лабораторных» условиях, потому что тошу знает, какие действия будет выполнять укэ, и вероятность травмы или морального ущерба сведена к минимуму. Особенно интересным является то, что в процессе исполнения тошу защитных приемов укэ обучается наиболее логично устроенным действиям по уходу от нагрузки со стороны тошу, что способствует профилактике травматизма в процессе тренировок и успешной борьбе в практике. После проведения защитного приема укэ выполняет укэми (самостраховку), формат которой иногда точно определен требованиями конкретной ката. Надо заметить, что нередко именно укэми становится основой сутэми-вадза (бросков падением), поэтому для укэ именно укэми должно быть средством изучения продвинутой защиты.
Интересно, что в ходе защитных действий тошу невольно расслабляет и динамически массирует укэ, компенсируя стресс от его атакующих усилий.
Резюмируя сказанное, можно утверждать, что укэ как техническая роль представляет собой значительную учебную площадку, по меньшей мере равноценную роли тошу в техническом партнерстве.

Укэ – условный противник.
Как мы уже знаем, укэ – условный нападающий. Его функция – атаковать. Укэ следует действовать решительно и смело, иначе при столкновении с практическим противником тошу рискует оказаться деморализован, и погибнуть.
При этом на первый план выходит культура отношений между укэ и тошу. Укэ следует помнить, что его действия являются учебными и обусловленными, то есть ему не следует относиться к тошу как к врагу, которого надо истребить. В зависимости от условий техники укэ наносит удар или выполняет захват, а после исполнения всех действий и дзансин со стороны тошу немедленно встает и вновь атакует.
Практика укэ  в качестве условного противника весьма разнообразна. Иногда он просто стоит в исходном положении, ожидая действий тошу, иногда передвигается, не предпринимая захватов или ударов, в других случаях хватает и бьет, пользуется оружием. Одним из важнейших правил, которые должны помнить укэ и тошу: если укэ сделал захват одной рукой, следует считать, что второй он наносит удар!
Укэ обязан быть внимателен к действиям тошу, следовать за причиняющим боль движением, избегать неудобных положений тела, вовремя выполнять укэми.

Укэ – ассистент-наставник.
Рассмотренный выше аспект практики укэ в основном направлен на самого укэ, и способствует его самообучению. Вместе с тем роль укэ несет в себе и более сложное содержание. Так, укэ – это препятствие на пути тошу, и умелые защитные действия по его преодолению лишь тогда эффективны, когда и формально и содержательно проведены правильно. Именно укэ способен обратить внимание тошу на недостатки в культуре исполнения. Методически это могут быть самые разные способы. Успешные атаки укэ демонстрируют недостаточную практику тошу в укэ-вадза, силовое противоборство – невнимание к атэми и кудзуси, трудности в цукури и какэ – непонимание тактики и стратегии приёма в целом. Помимо пассивного неприятия неправильных действий укэ может указывать на неправильности и недостатки исполнения: нанести условный удар, переместиться, выполнить ура-вадза.
В этих действиях укэ выступает в качестве ассистента-наставника, практически помогающего тошу осознать и исправить технику борьбы.

В заключение хочу процитировать несколько полезных советов из книги Отаки Тадао и Донна Ф. Дрэгера «Техника дзюдо», прямо относящихся к роли укэ:

« Укэ должен постоянно помнить об обусловленном характере движений в ката, то есть должен полностью «отдавать» свое тело Тори в соответствии с выполняемыми действиями.» (С. 122)
«Вы отвечаете за определение дистанции, тем самым четко определяя себя как агрессора… Это должно учить вас духу вашей роли… кроме того, это показывает значение моментов, когда Тори может поддерживать правильную дистанцию, а вы не противостоите (или не можете противостоять) его действиям.
Очень важно помнить об инициативе атаки. Вы всегда намереваетесь атаковать Тори; иногда вам действительно то удается. По ходу ката запланирована потеря вами в конце атакующей инициативы… Зная, как жто происходит, вы выработаете защиту от различных бросков.
Укэми жизненно важно не только для исполнения ката, но и для безопасности.» (С.556)
«Ваши первые попытки освоить ката должны быть сделаны в роли Укэ, добейтесь действенного знания в этой роли прежде, чем осваивать роль Тори.» (С. 563)